Получить консультацию

В данной небольшой статье мы разберем несколько заблуждений, связанных с установкой и переустановкой платформы 1С, а также рассмотрим основной сценарий переустановки платформы.

Миф первый. При удалении платформы что-то случится с базами данных.

На удивление распространенный миф, встречающийся как у пользователей, так и у начинающих разработчиков (последнее связано больше с тем, что новички сосредоточены на программировании, а не на администрировании, а на курсах и видео многие такие моменты не освещаются достаточно хорошо).

Заблуждение звучит примерно так: “Если я удалю платформу, мои базы тоже удалятся”. Давайте разбираться. Если база серверная, все ее содержимое хранится на стороне СУБД, например MS SQL Server. Соответственно, установка, удаление или переустановка платформы 1С на любой клиентской машине не затронет базы данных, расположенные на сервере (как правило, физически это вообще другой компьютер).
Если база файловая – с ней тоже ничего не происходит.

файловая база

Файловая база – это всего лишь файл с расширением .1cd, в котором содержится конфигурация и все данные, введенные пользователями. Когда эта база используется, могут быть созданы различные вспомогательные папки и файлы, но они не являются критически важными для сохранности информации – например, каталог с журналом регистрации или индекс справки.

Вывод. При удалении или переустановке платформы 1С каталоги с файловыми информационными базами остаются не тронуты.

Миф второй. При каких-то проблемах или глюках достаточно переустановить платформу 1С.

В ряде случаев, действительно помогает переустановка платформы. Но может случиться и так, что ни переустановка поверх установленной программы, ни деинсталляция и “чистая” установка не помогают. И причина, как правило, в кэше.
Например, к подобным “глюкам”, которые не лечатся переустановкой платформы, можно отнести различного рода сбои в работе конфигуратора, такие как неработающая отладка, пропавшее окно служебных сообщений, и др. Зачастую проблема не имеет простого решения, и приходится перебирать различные варианты – например, чистка кэша 1С у пользователя, или вовсе создание нового пользователя операционной системы.

Миф третий. При переустановке платформы очистится список баз.

А вот тут все не так просто. Списки баз привязываются к варианту платформы, и могут отличаться для разных вариантов – например, для учебной версии платформы один список, а для обычной – другой. Соответственно, если вы установите другой вариант платформы, у вас появится другой ярлык на рабочем столе, который будет смотреть в другой список баз.
Сами списки хранятся в кэше конкретного пользователя операционной системы, в файлах с расширением .v8i. Соответственно, если не удалить эти файлы, список баз сохранится даже после удаления платформы и повторной установки.
Путь к кэшу настроек пользователя зависит от версии операционной системы, но как правило это что-то вроде: “C:\Users\ИмяПользователя\AppData\Roaming\1C”
Примечание – не перепутайте этот кэш с кэшем конфигураций – он хранится в C:\Users\ИмяПользователя\AppData\Local\1C, и содержит данные о редактируемых конфигурациях, накопленных изменениях при динамических обновлениях, и другие данные, связанные именно с конфигурациями, а не с пользовательскими настройками.

Основной сценарий переустановки платформы 1С

Теперь рассмотрим подход, который можно использовать в случае если вам надо переустановить платформу 1С.

  1. Если есть установочный дистрибутив платформы – убедитесь что он под рукой. Если его нет – сперва необходимо скачать дистрибутив. Сделать это можно несколькими способами. Для учебной версии – скачать с сайта online.1c.ru, для обычной платформы – скачать нужный дистрибутив с сайта releases.1c.ru, версию для разработчиков (Community edition) можно скачать с developer.1c.ru.
  2. В случае, если переустанавливается та же самая версия платформы, что использовалась – можно пропустить шаг с бэкапами. Если планируется установить новую версию платформы – сперва делаем резервные копии любым удобным способом – например для файловой ИБ – выгружаем базы в файлы .dt, для серверной – создаем бэкапы средствами СУБД.
  3. Далее деинсталлируем платформу. На ОС Windows это делается через Пуск / Установка и удаление программ.
  4. После, при необходимости абсолютно чистой установки – чистим кэш. Предварительно можно сохранить список баз, например скопировав файл ibases.v8i.
  5. Устанавливаем платформу из имеющегося дистрибутива.
  6. После этого добавляем нужные базы в список либо помещаем ранее скопированный файл ibases.v8i обратно в кэш пользователя с заменой. В этом случае будет восстановлен старый список баз.
  7. Проверяем, что базы корректно работают. В случае установки новой версии платформы может произойти реструктуризация баз. Именно на этот случай у нас должен быть создан бэкап – если вдруг что-то пойдет не так, понадобится установить исходную версию платформы и восстановить базы из резервных копий. 

На этом пожалуй, все. Не бойтесь удалять или переустанавливать платформу при необходимости. Внимательность, наличие резервных копий и правильная последовательность действий – залог стабильности работы платформы и сохранности ваших информационных баз.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 2 =

К НАЧАЛУ